на главную... батик
батик
Что такое батик?
Батик - batik -– индонезийское слово. Часть слова - tik -– на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»; -ба – хлопчатобумажная ткань. Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать. В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань. В более точном смысле батик - конкретная технология окрашивания и украшения ткани. В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Батикъ, способъ окрашивания хлопчатобумажныхъ тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе. Этот способъ в общем состоитъ в том, что после того, как контуры рисунка нанесены на ткань, все места, которые должны остаться непрокрашенными, покрываются воскомъ, затемъ после погружения ткани в красильный чанъ и восприятия ею краски, воск снимается».
В Большой Советской Энциклопедии сообщается, что «батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при «горячем» Б. - разогретый воск, при «холодном» Б. - резиновый клей), с последующим окрашиванием в баке или тампонами: Горячий Б. издавна известен у народов Индонезии, в особенности на Яве. В Европе Б. начали применять в декоративных тканях с начала XX века». Итак, наиболее характерная особенность батика - так называемое «резервирование», т.е. нанесение определенного состава на ткань с целью сохранить и выделить цвета узора или фона.
Индонезию словари называют родиной батика, и закрепилось в мировой культуре именно индонезийское слово. Где и как возник этот способ окраски ткани? Был ли он естественным порождением отдельной материальной культуры или следствием заимствований в процессе товарообмена? Окончательного ответа на эти вопросы пока нет.

С начала 20 века интерес к Востоку и его своеобразной культуре привел к мощной волне развития так называемого батика во всех его разновидностях среди профессиональных художников и дизайнеров ткани и одежды. Почему «так называемого»? Да потому что сейчас под ним подразумевают не только восковую технологию многоэтапной окраски хлопка, но и узелковую технологию, и жгутовую, и китайскую сине-белую окраску шелка, и японскую многоцветную высокохудожественную роспись на шелке. Причем в современной художественной среде именно последняя технология является самой популярной.
И всё это - батик, с легкой руки голландцев, занесших в Европу и слово, и технологию. Древний и удивительно многообразный батик сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства. Горячий батик — наиболее древняя технологическая разновидность росписи. Горячим он называется потому, что резервирующее вещество используется только в горячем виде. Соотношение прокрашенных и непрокрашенных благодаря нанесению воска фрагментов и создает неповторимый узор росписи. Варианты резерва для горячего батика: - Фабричная восковая масса 500 г; - Парафин или стеарин 250 г; искусственный воск 230 г;
технический вазелин 20 г; -S Парафин или стеарин 400 г; натуральный воск 100 г. Массу расплавляют на пару до однородности, наносят в соответствии с замыслом, после остывания окрашивают. При создании многослойного горячего батика процедуру резервирования и окрашивания повторяют несколько раз. Излишки воска удаляют после окончания всех работ, прогладив ткань через несколько слоев оберточной бумаги. Цветовое пятно в батике может быть плоскостным и локальным, а может иметь множество нюансов. В горячем батике цветовая лепка объемов строится как на контрастных (в 2-3 наложения), так и на тонких (4-5 наложений) сочетаниях. Как правило, воображение зрителя поражает именно эта специфическая особенность батика — множественные слои, как бы просвечивающие сквозь друг друга. Этого практически невозможно добиться в масляной технике, а в батике достигается простым разбрызгиванием воска по ткани. Холодный батик придуман значительно позже, с развитием химии как науки. Наилучшим резервирующим составом для холодного батика, в т.ч. и для художников-любителей, является контурное средство ГУТТА программы «Явана» фирмы «Кройль». Тюбики или флаконы с насадками-соплами разного диаметра удобны в работе и художественно функциональны. Гутта бывает на водной и бензиновой основе. Бесцветная гутта служит сугубо технологическим средством и удаляется при стирке. Сопло диаметром 0,3 мм — самое мелкое, пригодное для относительно разжиженной гутты. Если используется контурное средство с металлическими вкраплениями, пользоваться этим соплом не следует. Сопло диаметром 0,5 мм позволяет непрерывно и равномерно наносить гутту, поэтому наиболее употребительно и прекрасно подходит для начинающих. В программе «Явана» предлагаются также цветные контуры, которые выполняют декоративные задачи, а программе «Авангард» существует «Гутта плюс», которую можно тонировать в нужный цвет. Менее удобна и менее экологична смесь резинового клея, бензина и восковых веществ. Для приготовления 500 г резерва используют следующие компоненты: * резиновый клей 50 г; бензин 430 г; пчелиный воск 20 г; * резиновый клей 220 г; бензин 250 г; парафин 50 г; * резиновый клей 215 г; бензин 200 г; технический вазелин 85 г. Во избежание ошибок и брака в работе с резервом важно соблюдать следующие правила. 1. Наносить контур следует непрерывной линий. 2. Резерв должен быть нужной консистенции. Очень густой с трудом выливается , не пропитывает ткань, позже отслаивается; слишком жидкий растекается и не держит контур. Контур, ограничивающий плоскость цветового пятна, часто служит организующим началом в холодном батике.
Четкость линии, ее резкость или мягкость, стилистически определяет направленность работы. Техника свободной росписи требует грунтовки ткани (только при работе над картинами на шелке). Самый удобный и качественный при свободной росписи — грунт ЯВАНА. Более простой способ грунтовки — раствором поваренной соли. Для крепдешина и шифона раствор должен быть 20%-м, для креп-жоржета — 10-15%, капрона — 20-30%. Свободная роспись отличается от классического горячего и холодного батика тем, что больше похожа на живопись, чем на батик. На загрунтованной ткани создают композицию, как на бумаге; благодаря грунтовке краски меньше расплываются и сохраняют форму мазка. В свободной росписи форма мазка становится особым приемом. Щетинной кистью с очень малым количеством краски можно нанести мазок так, как будто каждая щетинка оставила свой отдельный след. Как правило, художники используют свободную роспись для фона, и только высокие профессионалы могут расписать таким образом целое панно. Узелковая техника имеет тысячелетние традиции, образцы которой мы встречаем и Индонезии и Японни, естественно а Индии и Китае.
Неокрашенное полотно покрывают по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивают, нити удаляют, в результате получают узор из белых «горохов». Подобным образом можно окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. Готовое изделие не гладят, благодаря чему долгое время сохраняется эффект «жатости». Вариант этой техники: термостойкую пуговицу, камешек или горошину подкладывают под ткань, плотно обвязывая ткань снизу нитями, красят. Потом перевязывают еще в одном-двух местах и снова красят. Окрашивают ткань последовательно в несколько цветов. Самый простой вариант — в два цвета. Для этого участки с завязанными предметами погружают в раствор красителя, остальную ткань размещают на палочках, положенных поверх емкости с краской. Окрашивая сухую ткань, получают резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая), — более плавный переход. После того, как участки ткани прокрасились, их надо прополоскать и поместить оставшуюся неокрашенной часть ткани (изделия) в краситель другого цвета, разместив уже окрашенную часть на палочках. Техника «лахерия» — жгутовый способ окрашивания. Изделие или отдельные участки скручивают жгутом, закрепляя положение туго затянутыми нитями обвязки. В зависимости от расположения и количества перевязок получаются различные узоры. Таким же образом можно окрасить ткань или изделие в несколько цветов. Прополоскав изделие в проточной воде, сначала с узлами, потом — без них, слегка влажную ткань высушивают утюгом. «А-шибури» — так называемый складной (или узелковый) батик. Результат достигается также путем перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определенным образом, а не скручивается. Шитая техника батика позволяет создавать еще более тонкий орнамент. Конечный результат здесь всегда известен. Дополнительные эффекты, придающие изысканную неповторимость батику, очень многообразны. Роспись по-сырому дает эффект плавного перетекания красок. Участок ткани смачивают водой, после чего начинают роспись кистью или тампоном, легко касаясь поверхности. Проводя по одному месту красителями разных цветов и тампонами разной ширины или смешивая красители прямо на ткани, можно получить очень интересные оттенки цвета. Работу следует закончить до высыхания ткани, иначе образуются затеки с грубым контуром; особенно аккуратными надо быть при росписи фона или больших плоскостей узора, где работать надо быстро и уверенно. Присыпка сухими красителями — одна из разновидностей работы по сырой ткани. Натянутую на раму ткань смачивают и на нужные места из пакетика с красителем аккуратно, легким постукиванием, высыпают немного порошка. Как только частицы порошка коснутся влажной поверхности, на ней появится узор из цветных точек, от которых в сторону потянутся разводы, напоминающие хвост кометы. Чем меньше порошка и чем тоньше он нанесен, тем интереснее узор. Если ткань смочена очень сильно, краситель может просто растечься пятном. На почти сухой ткани краситель образует цветные точки. Если в середину посыпанного красителем участка добавить каплю воды, краситель устремится от центра к краям, усиливая эффект салюта. Если присыпка используется для горячего батика, ткань перед покрытием ее воском надо просушить. После покрытия воском краситель присыпки при запаривании расплываться не будет. Соль — средство создания декоративного эффекта. Гигроскопические кристаллы соли притягивают влагу, а вместе с ней и краску, благодаря чему ткань становится светлее, красители смещаются, а сложные красители нередко раскладываются на составляющие. Солью произвольно посыпают влажную роспись.Результат зависит от величины кристаллов и их качества. Крупные кристаллы дают четкое смещение цвета относительно крупными мазками, мелкие создают оригинальный рисунок, оживляющий и украшающий роспись. На месте скопления кристаллов образуются темные пятнышки, так как здесь наибольшая концентрация красителя. Мочевина — химическое вещество, применяемое для создания размытых пятен. Их величина зависит от многих факторов, учесть и просчитать которые довольно сложно. Гранулы мочевины, разложенные пинцетом на влажной расписанной ткани, образуют белые горошины, т.к. мочевина съедает краситель. В зависимости от степени влажности ткани, пятнышко будет иметь или относительно четкий контур и небольшой размер, или расплывчатые края и большую площадь. Этот прием требует предварительного экспериментирования с влажностью ткани и количеством мочевины. Кракле, или кракелирование — намеренное создание трещин — кракелюров. Когда-то считавшиеся браком в индонезийской технологии, в новое время кракле обрело самостоятельное значение. Теперь, покрывая воском всю поверхность ткани, художник специально мнет и ломает её, создавая случайные, но более или менее предсказуемые трещины. Для получения кракле в трещины сначала втирают мыльный раствор и лишь тогда окрашивают. Получаемый узор напоминает трещины на сухой земле или глине, что придает работе ощущение нерукотворности, природности, как узоры на камнях или прожилки на листьях. Имитация природных узоров — великолепный декоративный прием, присущий именно батику. Рельефные краски, присыпки к ним, металлический порошок, косметические блестки, люминисцентные пигменты используют при росписи декоративных панно. Работают этими средствами по сухой ткани и только в тех произведениях, которые не требуют особой прочности.
Именно дополнительные средства во многом создают славу декоративных возможностей батика. Получаются они как бы случайно, но случайность, задуманная художником, становится особенностью работы. Есть художники, специализирующиеся на собственных технологических находках, и зачастую авторская технология создает собственный художественный почерк. Если же взглянуть шире, случайность заложена во многих технологиях батика и есть, быть может, его главная художественно-специфическая особенность.
Свободная техника росписи ткани Маргариты Чернышевой позволяет управлять "случайностью" в батике в полной мере.
батик, мода, шарф, эксклюзивные подарки
платьяроспись платьев
блузкибатик на блузках
сумки батикбатик на сумке
батик обучение батик батик роспись по шелку
галерея японской живописи
джинсовая одежда батик роспись джинс  батик блузки модные джинсы батик джинс джинсы с рисунком
батик
батик для подиума RFWроспись по шелку для подиума RFW
мужские рубашкироспись по шелку для подиума
роспись джинсроспись джинс
дубленки с росписью роспись дубленки
дубленки батик шелковый шарф, платок с росписью - эксклюзивный подарок
батик - картины на шелке
панно в подарок батик в японской живописи панно в подарок батик роспись ткани панно в подарок картины на ткани батик панно в подарок
ширма из шелка с ручной росписью
батик ручная роспись ткани роспись на шелке батик
ширма из шелка - украшение интерьера
японская живопись
шелк в подарок
рыбы
цветы
разное
батик живопись на шелке роспись по шелку
шелковый платок
шелковый платок с росписью батик на шелке шарф открыть галерею...шелковый шарф в подарок
платок, шарф в подарок
открыть галерею...шарф айвенго открыть галерею...шарф из шелка в подарок
шелковый платок шарф
шарфы из шелкашарф
платки из шелкаплаток
кашне с росписьюкашне
галстуки с росписьюгалстуки
ежедневники с шелкомежедневники
упаковкаупаковк шарф, платок, галстук
батик в подарок, оформление интерьера шелковый платок - эксклюзивный подарок



       курсы батик

ФОРУМ АРТ БАТИК - все о батике

Видео - батик процесс

  Что такое батик
  Обучение батику
  История батика
  История ткани
  Стили орнамента
  Батик и цвет в интерьере

О нас |  Карта сайта |  Контакты | Партнеры
Бизнес подарки

Copyright © 2003-2016 Все права защищены
е-mail: art@artbatik.ru