1. Восточный орнамент
2. Греческий орнамент
3. Русский орнамент
4. Готический орнамент
5. Стиль модерн
6. Древний орнамент
7. Стиль барокко
8. Стиль рококко
9. Романский стиль
10. Стиль ампир
|
Стиль модерн - Альфонс Муха
Параллельно с подражательным искусством ретроспективизма и эклектизма в европейском искусстве уже со второй четверти XIX века начало
развиваться новое - рационалистическое - направление, основанное на применении новых материалов и конструкций и эстетическом их
осмыслении.
Первым не стал скрывать за декоративной оболочкой металлический каркас здания, составленный из однотипных секций, Д.Пэкстон (в своем
"Хрустальном дворце", построенном для Всемирной выставки в Лондоне 1851 года). В XIX века оформилось новое стилевое направление,
получившее название модерна и также противоположное подражательным стилям. Художники модерна ставили перед собой задачу выработать
новый универсальный стиль, основанный на оригинальных и уникальных в своем (в противовес безликости распространившегося массового
искусства) идеях порожденных гением мастера. Это привело к подчеркнутой индивидуализации произведений модерна и большому разнообразию
их конструктивных решений и декоративных форм.
Когда 19-й век подходил к концу, в обществе зародилась вера в то, что произойдет прорыв, и оно выйдет на дорогу,
ведущую к высокомупредназначению человека, - предназначению, которое соответствует его месту в природе. Подобную концепцию всячески
поддерживали философы и художники. Имя Альфонса Мухи тесно связано с этой верой. Благородная идеалистическая теория была отчасти
позитивным ответом на невиданные достижения в технике и экономике. Можно сказать, что тем самым продвигались немудренные
материалистические лозунги, приветствующие прогресс и призывающие сосредоточиться на насущных социальных задачах. Считалось, что
искусство должно служить инструментом воспитания масс, и для данной высокой цели можно использовать любые таланты и средства.
В это время лучшей моделью для всестороннего воздействия искусства на массы является театр, т.к. он объединяет
самые различные художественные стили и обращается непосредственно к аудитории. Первое знакомство Альфонса Мухи с театром произошло
в Вене, когда ему было 19 лет. Муха воспринял иллюзорность театра очень органично, поскольку в детстве он в течение нескольких лет пел
в хоре собора Св. Петра Моравского города Брно. Последующее обучение в Академии искусств Мюнхена привело его к культу исторической
живописи. У Альфонса Мухи был собственный взгляд на истрию, как на ряд сменяющих друг друга роковых драматических сцен.
В 1887г. Альфонс Муха приезжает в Париж, центр мировой художественной жизни, где воплощаются его самые заветные
желания и надежды. Сначала ему пришлось пережить годы самоотречения, "веселой бедности", свойственной большинству молодых художников.
Он едва сводил концы с концами, подрабатывая в качестве оформителя. Художник не отошел от избранного пути благодаряжизнестойкости и
богатому воображению. Кроме того, будучи членом богемного кружка, собиравшегося в молочном ресторанчике мадам Шарлот, что находился
на улице Гран Шомьер, Муха познакомился с замечательными личностями, которые оставили большой след в истории современной культуры:
Полем Гогеном и Августом Стриндбергом. Знакомство с ними сильно повлияло на художественное восприятие Альфонса Мухи. От них Муха узнал
о символизме и синтетическом искусстве. Новые идеи в значительной степени изменили его взгляд на собственное творчество.
Грандиозный поворот в творчестве и жизни Альфонса Мухи произошел в конце 1894г. начале 1895-го, когда художник
делал первую афишудля звезды парижского театра Сары Бернар. Публичный успех распахнул воображение Мухи и дал ему возможность стать
образцом нового декоративного стиля Европы - Арт Нуво. Сегодня Арт Нуво воспринимается как естественный художественныйстиль, как
одна из последних попыток придать европейскому искусству общую основу и формальные характеристики. Интереснее посмотреть сегодня,
каким образом в конце 19-го века это направление создавалось усилиями совершенно различных художников из самых разных областей.
Внутри этого направления Муха развил собственный стиль, стиль Альфонса Мухи, с присущими лишь ему одному чертами, хотя он вполне
вписывается в общее течение искусства fin-de-ciecle (конца 19-го века). Чувственная женская фигура, которая на плакатах и декоративных
панно Мухи часто обведена светящимся орнаментальным ободком, является символом "Мировой души", вибрирующей между миром идеальных ценностей
и чувственной реальностью нашего существования. В прекрасной книге Молитва Господня (1899г.), где Муха выступает неоидеалистом,
внутренний мир человека рассматривается им как арена драматической борьбы света и тьмы, и примирение происходит через послание
любви из Космоса. Благородная весть присутствует во всех публичных работах Альфонса Мухи, даже в работах коммерческого свойства.
Примечательно, что целостность видения Мухи касается всех аспектов его жизни, облагороженной искусством. На
пороге нового века художник, подытоживая свой обширный опыт в Арт Нуво, выпускает две книги для дизайнеров: Documents decoratifs
и Figures decoratives. В них он показывает мир интимного декора женщины fin-de-siecle и предлагает богатый репертуар креативных
идей для искусства, ремесел и архитектурного декора. Основу орнаментов Мухи составляет природный волнистая линия.
Если орнамент у Мухи - это средство самовыражения, то живопись и пастели - это отражение свойственного ему особого
видения. Именно они убеждают нас, что Альфонс Муха никогда не был "просто декоратором" и никогда не предавал своих взглядов на
профессию. Эти работы проливают светна глубинную индивидуальность искусства Мухи; даже на склоне лет, когда он благополучно вернулся
в Богемию, его мировоззрение не претерпело радикальных изменений.
В чешских плакатах, созданных в 1920-х, а также в более поздних работах, включая Славянскую эпопею, центральное место
занимает символическая идея о моральной силе "Мировой души", которая, как всегда верил Муха приведет к возрождению чешского государства.
Патриотизм художника, его народность не вступала в противоречие с мирской жизнью. С периода юношеского энтузиазма, через славупарижских
времен и до старости, когда стали очевидны исторические повороты в судьбе государства, Альфонс Муха не переставал верить, что красота
должна сочетаться с благосостоянием.
По материалам статьи Петра Виттих - профессора искусствоведения, Пражский университет.
|