ткани Китай ткани Китай
ткани Китай
батик

История ткани - Китай

Римляне называли жителей Китая "серами", т.е. мастерами шелка. По установившемуся мнению, производство шелка в Китае восходит к III тысячелетию до н.э., а поскольку все операции в этом ремесле выполняются женщинами, то и изобретение шелка тоже приписывается женщине по имени Лэйцзы, первой наложнице императора Хуанди. Впрочем, этот император жил в столь отдаленные времена, что само его существование можно считать легендарным. По всей вероятности, шелк появился уже в эпоху неолита. Так или иначе, в Аньяне были обнаружены фрагменты шелковых тканей, в которые были завернуты бронзовые изделия периода Шан, относящиеся ко второй половине II тысячелетия. За огромный период времени китайцы далеко опередили все другие народы как в разведении шелковичных червей, так и во всех других процессах производства шелка вплоть до продажи тканей.
От эпохи Воюющих Царств сохранились шелка с геометрическим орнаментом, найденные при раскопках в Чанша, и богатая парча из других раскопок. При Ханях производство шелка достигло такого размаха, что мы обнаруживаем его образцы далеко за пределами Китая - в захоронениях Ноин-Ула (Монголия), в Лоулани (Центральная Азия), в Пальмире (Сирия), иниче говоря, примерно в начале, в середине, и в конце Великого Шелкового Пути. Находки доказывают существование уже в ту эпоху различных видов тканей и многообразной и развитой текстильной техники, производившей узорчатый шелк "дама", муар, пике, газ, ковровую ткань - "кэсы", вышивки по шелку. Мотивы узоров характерны для Китая: перекрещивающиеся ромбы, сетка, полосы стилизованных облаков, животные, тао-тё, драконы и другие фантастические чудовища. Встречаются мотивы, ветки с листьями. За исключением дама и газа, ткани всегда многоцветны и отличаются сочными красками. При раскопках в Маьфэне (Синцзян) были обнаружены ханьские зеленые шелковые ткани, вышитые полихромным растительным и звериным узором.
Таким образом, китайцы сильно опередили западные страны, которые готовы были покупать их продукцию на вес золота, ибо между товаром и покупателем стояло много посредников, что удорожало его стоимость. Из сочинений греческого географа Дионисия Перигета, возможно, современника римского императора Адриана, мы узнаем, как высоко ценили римляне китайские шелка: "Серы создают драгоценные одежды из узорчатых тканей, чьи краски подобны полевым цветам, а тонкость соперничает с паутиной." Добавим, что китайцы прекрасно перерабатывали и шерсть. Доказательством служит женская домашняя туфля из желтовато-белой ковровой шерстяной ткани, верх ее выткан многоцветными геометрическими узорами (находка Стейна в Астане, Центральная Азия).
Последующаяэпоха малоизвестна, хотя она вовсе не была менее продуктивной. Так, например, мы знаем, что в период Вэй император Мин-ди послал в дар японской императрице пять рулонов парчи с драконами, вытканными на малиновом фоне.
Танское время среди других своих достижений блистает и шелкоткацким искусством. От него сохранились различные образцы: экраны с растительным орнаментом,выполненным разновидностью батиковой набивки (Япония, сокровищница Сёсоин), кусок шелка-броше с яркими цветами и вышитое знамя с буддийскими мотивами (Лондон, Британский музей), фрагмент набивного шелка с рисункм, изображающим единорога цилинь (Гарвард, Музей Фогг). На одном из образцов, привезенных Пеллио из Дуньхуана, выткано изображение молодой женщины, стоящей на ковре. Недавние китайские раскопки в Астане (Синьцзян) обнаружили кусок парчи, вытканной синим, зеленым и красным по желто-оранжевому фону: в круглом медальоне изображены симметричные пары животных: такой мотив говорит о сасанидском влиянии и подтверждает гипотезы, выдвинутые в связи с более ранними находками.
   Со времени периода Мин сохранились шелковые ковровые панно "кэсы", найденные в Центральной Азии и находящиеся в Британском музее и Берлинских музеях. Кэсы выполнялись техникой, близкой европейским шпалерам, и существовали уже при Ханях. Они поражают своей изощренностью: если самые тонкие шпалеры насчитывают 22 уточные нити на один сантиметр, то в кэсы это число могло доходить до 116. Кэсы продолжали производиться и при последующих династиях.
   В суньский и юаньский периоды продолжается активный вывоз шелка и в Японию, и на Ближний Восток, и на Запад. Описывая китайские города, Марко Поло не устает повторять: "Повсюду большое изобилие шелков". От династии Юань сохранились ткани, декорированные иероглифами; они были обнаружены в Фустате близ Каира и в Асьюте. В 1304г. папа Бенедикт ХI был похоронен в Перудже в Далматике из золотой парчи с вытканными гирляндами лотосов. По-видимому, это самая древняя китайская ткань, попавшая в Европу.

Анри де Моран,
История декоративно-прикладного искусства
Москва, "Искусство", 1982г.

батикИстория ткани - Япония
батикИстория ткани - Индия
батикИстория ткани - Египет
батикИстория ткани - Греция
батикИстория ткани - Древний Рим
история тканиИстория ткани - Европа
роспись ткани
открыть галерею...роспись ткани открыть галерею...роспись ткани
открыть галерею... открыть галерею... открыть галерею...
подиумоткрыть галерею
платьяоткрыть галерею
джинсоткрыть галерею
дубленкиоткрыть галерею
открыть галерею...
открыть галерею... открыть галерею... открыть галерею...
открыть галерею... открыть галерею...
рыбы
цветы
разное
открыть галерею...
открыть галерею... открыть галерею... открыть галерею...
открыть галерею... открыть галерею...
шарфы платки
платок в подарок
виды упаковки
открыть галерею...

Одежда и мода |  Шелк |  Шарфы в подарок |  Свадебные платья
Стиль |  Роспись шелка |  Мода и Париж |  Летние платья |  Роспись ткани |  Панно на шелке

О нас |  Карта сайта |  Контакты | Партнеры
Copyright © 2005-2006 Все права защищены
e-mail: art@artbatik.ru