история вышивки история вышивки
история вышивки
батик

История вышивки

При рассмотрении текстиля Европы следует провести различия между тканями в собственном смысле, с одной стороны, и вышивками и шпалерами с другой.
Франция, играющая столь большую роль в развитии прикладных искусств готики, занимает относительно скромное место в области текстиля. В художественном ткачестве первенство принадлежит Германии, Испании и в особенности Италии, достигшей в этом исключительного расцвета.
В Германии, в прославленной мастерской при монастыре св. Эммерама в Регенсбурге в XIII и XIV вв. создаются такие замечательные шедевры, как алтарное покрывало с Распятием, вышитом шелком и золотой нитью по льну. Ряд парчовых тканей, украшенных симметричными парами животных, иногда заключенными в медальоны, говорят о влиянии Сицилии (Лондон, Музей Виктории и Альберта), в Гальбертштатском соборе имеется парчовая ткань с узором из двуглавых орлов. На других тканях изображены человеческие фигуры в нишах, увенчанных арочками, которые напоминают нам о романском и готическом зодчестве.
В тканях Испании преобладают ориентальные мотивы, вполне естественные, ибо большинство ткачей в этой стране были мусульманами. Для тканей южных областей страны характерно бесконечное повторение геометрических узоров и изображение древа жизни с птицами по бокам. В тексте начала ХIII века, принадлежащем писателю из Кордовы Аль Шаканди, мы читаем: "Город Малага славится своими шелками. Там изготовляются шелка с бесконечным разнообразием расцветок и рисунков. Некоторые ткани столь дороги, что платье из них обходится в несколько тысяч мараведи". Примерно в это же время в христианских областях Испании используются другие мотивы, такие, как геральдические символы, замок с тремя башнями и лев, поднявшийся на задние лапы; чередование этих мотивов, заключенных в мелкие восьмиугольные медальонымы видим на мантии из Толедского собора, принадлежавшей архиепископу Арагонскому. Продукция северных районов не мешала христианам высоко ценить ткани мусульманского юга. Мы знаем, например, что Хуан I, король Арагона (1387-1395), повелел закупить на юге шелка для приданог своей дочери. Богатство высшей знати позволяло им делать огромные траты; королева Изабелла Каталическая, сама любившая драгоценные платья из шелка, издала в 1499г. указ, гласивший: "Никому не дозволено носить шелка или иные ткани, украшенные золотом. Золото в одеждах запрещено во всех видах: вытканное, вышитое накладное или нанесенное в краске". Зтот текст интересен для нас тем, что он перечисляет различные способы украшения одежды, бытовавшие в ту эпоху.
Как уже сказано, Италии принадлежало первенство в художественном ткачестве среди стран готической Европы. Раньше всего это ремесло расцвело в мастерских Сицилии, где под началом мастеров-норманов работали ткачи, среди которых было много выходцев из Греции. В орнаментах сицилийских ткачей использовались мусульманские мотивы. Однако на этом острове со смешанным национальным составом взаимодействовали восточные и западные влияния, что мы можем видеть на примере Люзиньянской плащаницы (Лион, Музей ткани). Плашаница состоит из двух слоев ткани разной окраски, синей и желто-бежевой, с декором из шевронов, переходящих в цветы лилии и окаймленных арабскими надписями. Из Сицилии происходит и ткань, хранящаяся в церкви Сен-Сернен в Тулузе, украшенная павлинами и пеликанами. Надписи с названиями птиц вытканы латинскими буквами, однако восточные ткачи, привыкшие к арабскому письму, расположили надписи справа налево. Сицилийского происхождения также камзол Карла де Блуа из шелковой парчи, затканной золоченой нитью с чередующимися орлами и львами в многоугольных медальонах; он представляет собой редчайший образец светской одежды ХIV в. (Лион, музей ткани)
Текстильный центр в Луке существовал с XII в., но мощное развитие его началось только после 1382г., когда в этот город переселились беженцы из Сицилии. С этого времени в Луке главным образом производят дорогие ткани, предназначенные большей частью для церкви, придворных и феодальной знати. В подробных инвентарных описях папской сокровищницы 1295 и 1361 гг. шелка из Лукки упоминаются гораздо чаще других; названо десять штук узорного шелка из Лукки с гербом рода Савелли, к которому принадлежал папа Гонорий IV, и двадцать девять штук с гербом рода Каэтани, к которому принадлежал папа Бонифаций VIII. Среди высокопоставленных заказчиков из других стран значатся короли Франции и Англии и герцог Бургундский. Лукский торговый дом Морикони имел в конце XIV в. отделения в Брюгге и в Париже, а ткани лукского производства обнаружены, в частности в Гданьске и в Скандинавии. Среди орнаментальных мотивов чаще других встречаются пары симметричных животных, однако этот восточный мотив видоизменен. На тканях церковного назначения имеются также растительные и ветвевидные узоры, охотничьи сцены, группы ангелов.
В Лукке изготавливались ткани многих сортов: разные виды парчи, златотканной или шитой золотом, атлас, узорчатый шелк, тафта, шелк с волнообразной выработкой, муар и другие легкие шелка для одежды, включая газ. Производилось не менее пяти сортов бархата, в том числе тканный серебром и золотом и четырехцветный. Большой славой среди луккских тканей пользовались диасперы - однотонные шелка, затканные золоченой или серебряной нитью. Белые или окрашенные в различные цвета, они напоминают узорчатый шелк дама, матовый рисунок выполняется на блестящем фоне, что достигалось особой техникой переплетения нитей. Декор состоял из парных симметрично расположенных животных, разделенных пальметками. Этот арабский мотив был занесен в Италию сицилийскими ткачами. В IV веке ощущается новое влияние - китайское, связанное с обильным проникновением в Италию Китайских тканей после образования империи моголов. Рисунок узораделается более гибким и, с присущей им восприимчивостью, луккские мастера сочетают китайские мотивы (дракон, мифологическре животное цилинь, облака, феникс) с мотивами готическими (слоны, соколы, сцены охоты, и даже архитектурные элементы, как например, розы соборов). Риза, исполненная по повелению королевы Бланки Наваррской, супруги Филиппа VI, декорирована по бледно-желтому фону целым собранием симметричных пар животных: львов, оленей, драконов, грифонов, золотисто-желтых попугаев. Цветы узора озображаются чаще всего в реалистической манере, что делает декор менее стилизованным и более живым.Такой орнамент пользуется большим успехом. Текстильное производство Лукки находилось в полном расцвете, бесчисленные заказы могли дать работу трем тысячам ткацких станков, когда междоусобные войны, охватившие Италию, положили конец процветанию города. Примыкавшая к гвельфам Лукка была в 1314г. разорена пизанскими гиббелинами и затем в течение XIV в. семь раз переходила из рук в руки. В результате многие луккские ткачи переселились в другие итальянские города, преимущественно в Венецию.
продолжение

Анри де Моран,
История декоративно-прикладного искусства
Москва, "Искусство", 1982г.
история тканиИстория ткани - Китай
батикИстория ткани - Япония
батикИстория ткани - Индия
батикИстория ткани - Египет
батикИстория ткани - Греция
батикИстория ткани - Древний Рим
роспись ткани
открыть галерею...роспись ткани открыть галерею...роспись ткани
открыть галерею... открыть галерею... открыть галерею...
подиумоткрыть галерею
платьяоткрыть галерею
джинсоткрыть галерею
дубленкиоткрыть галерею
открыть галерею...
открыть галерею... открыть галерею... открыть галерею...
открыть галерею... открыть галерею...
рыбы
цветы
разное
открыть галерею...
открыть галерею... открыть галерею... открыть галерею...
открыть галерею... открыть галерею...
шарфы платки
платок в подарок
виды упаковки
открыть галерею...








     Мастер - класс
     Роспись дубленки





     Из истории декоративно-прикладного искусства
     История батик 
     История ткани

Одежда и мода |  Шелк |  Шарфы в подарок |  Свадебные платья
Стиль |  Роспись шелка |  Мода и Париж |  Летние платья |  Роспись ткани |  Панно на шелке

О нас |  Карта сайта |  Контакты | Партнеры
Copyright © 2005-2006 Все права защищены
e-mail: art@artbatik.ru